Родительский клуб «Ближний круг» 31.05.2021

Здравствуйте! Уже совсем скоро подойдёт к концу учебный год. И в нашем клубе -

«Ближний круг» состоялась завершающее групповое занятие. На протяжении целого года мы проводили интереснейшие встречи, полные откровений и открытий.

Родители делились личными историями, переживаниями, накопленным родительским опытом и главное в нашем клубе обретали новых друзей и единомышленников.

Организация тематических встреч часто основывалась на актуальных запросах участников клуба. Самый популярный запрос «Мой ресурс».

Совершенно ясно, что процесс психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых. В процессе непрерывного психологического сопровождения родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы педагогов, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты обучающихся с целью поиска вариантов разрешения возможных конфликтов в образовательных ситуациях.

В программу включены лекции, семинары и тренинги, направленные на активное использование в деятельности специалистов по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

В своей работе с родителями педагог-психолог использовал метод Арт- терапия.

Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение), она позволяет выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания. Данный метод способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, что в свою очередь позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных ситуаций. Арт-терапия, в широком смысле, помогает гармонизировать психоэмоциональное состояния родителя и повысить уровня адаптации семьи в социуме.

Цели арт-терапевтических занятий - гармонизация психоэмоционального состояния родителя:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые родитель привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Ассоциативные метафорические карты

Метафорические карты являются замечательным инструментом в работе психологов, коучей, тренеров, консультантов. Активно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих программах. Карты хорошо зарекомендовали себя как при индивидуальной работе, так и в группе. С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, общения и игр.

Проективное рисование

Проективный рисунок - один из видов арт-терапии, основанный на получении информации о человеке посредством рисования на базе механизма проекции - не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его душой. Этот метод удивительный по своей эффективности, экологичности и безопасности воздействия. Важно, что через метафору и образы сказки мы можем подойти к самым болезненным аспектам жизни человека, не преодолевая сильного сопротивления.

А так-же в работе были использованы элементы музыкальной терапии, тренинги саморегуляции. Работа проводилась в форматах онлайн и офлайн.

Наши планы на будущее - это развитие и расширение клуба. Постановка новых актуальных целей и задач. Создание собственных инновационных программ на основе родительского опыта. Полезные встречи со специалистами школьной коррекционной службы, приглашенных работников медицины, социальной сферы, а также проведение обучающих тренингов.

Продолжение сотворчества в пространстве арт- терапии и внедрение новых, экспрессивных техник, позволяющих ещё более глубинно расширять знания о себе и своих возможностях, обращение к методу Я.Л.Морено психодрама.

Мы будем искренне рады новым друзьям и гостям клуба!!!

До встречи в следующем учебном году!!!

С уважением, педагог-психолог Манцурова Людмила Валерьевна.